Дочитамши «Бастарда», не могу не
высказаться по свежим следам, не то потом забуду. Почему-то я еще в процессе
чтения обдумывала, что писать в отзыве – очень хотелось делится,
делиться и делиться этой книгой с ближними.
Действие книги от начала и до конца происходит в космосе, в Пространстве.
Большей частью на борту летательных аппаратов и станций, очень изредка – на
поверхности астероидов и планет. Потому что Лукас фон
Нарбэ, священник, рыцарь-пилот ордена Десницы
Господней, аристократ, красавец-недомерок с
фиолетовыми очами терпеть не может планет.
Пафосно, да? Ничего, это просто начало такое. По
жанру книгу смело можно отнести к спейс-опере, и в
серию «Фантастический боевик» она попала не за просто так, боевика там хватает.
Но надо хоть немного знать писателя Наталью Игнатову, чтобы ожидать за
«звездными звездолетами» и драками чего-то большего. Игнатова не обманула,
большее там есть. И политика в галактических масштабах, и, что самое ценное –
поэзия межличностных отношений. А еще – вопросы веры в Бога и веры в себя. А
еще – выбор Пути и огромная, давящая ответственность. И дружба, и безграничное
доверие – «ведомый всегда прикроет ведущего». Тех, кто
не любит спейс-оперу, можно просто считать выбор
жанра антуражем, декорацией для всего перечисленного, но антураж этот выписан
добротно, со знанием дела, с любовью к Небу, ко всему, что летает и всем, кто
летает. Но я как раз этот жанр люблю с самого сопливого
детства, поэтому получила от книги эстетическое удовольствие по всем
параметрам.
Первая часть показалась мне поначалу легкой и ненапряжной
– такая завлекуха для любителей жанра. Гибель
нескольких спутников главного героя в самом начале для читателя не является
эмоциональным потрясением – спутники нам незнакомы и ничего для нас не значат.
И герой нам пока незнаком, нет повода особенно переживать за его друзей. Ну,
погибли, бывает, особенно в фантастических боевиках.
Дальше по законам жанра следуют беготня, стрельба, драки, спасенная из медблока (или как он там звался, не помню) блондинка Луиза
Беляева, оказавшаяся майором и вообще ловкой девицей. С одной только поправкой:
Лукас фон Нарбэ -
священник, и он старается не причинять зла мирянам, хотя дерется что твой шаолиньский монах. В первой части, кстати, очень много
текста подается от лица Луизы, именно ее глазами мы видим пилота Лукаса фон Нарбэ, и часто
отталкиваемся от ее оценок, а заодно пытаемся проникнуть и в структуру
построенной автором вселенной. А поскольку экшна в
первой части много, информацию приходится собирать буквально по крупицам.
Империя, где церковь принимает деятельное участие в управлении государством и
имеет неограниченное влияние на все сферы жизни – ослушаться священника для имперцев немыслимо. Священники – пилоты и бойцы (утрирую,
конечно, но так оно видится вначале). И отец Лукас,
неизвестно откуда взявшийся коротышка в синем с золотом скафандре, про которого
пока ничего не понятно. Высокомерный красавчик и -
священник. Может убить врагов одной левой, но не убивает... старается, во
всяком случае. И жалеет. Тащит за собой Луизу непонятно зачем. Без зазрения
совести угоняет Личный Его Императорского Высочества Принца Кирну Четырех Золотых Знамен Именной Бомбовоз "Горный
Орел"... то есть, простите, маркграфский корабль «Хикари».
Самонадеянно называет себя лучшим пилотом Империи. От имени коротышки
высокопоставленных шишек почему-то передергивает. Да кто он такой, в конце-то
концов?
Этот абзац мог бы быть аннотацией к любой космической поделке про «звездные
звездолеты», про которую я могла бы сказать «фигня, и
герой ваш – мэрисья занюханная».
Но это же Игнатова, не может быть все так примитивно, да и читательский аппетит
уже проснулся и требует еще. Ладно, что там дальше? Аристо,
народный герой, воспетый в комиксах? Ну что ж, если автор зажег эту звезду, то
она определенно для чего-то нужна.
А дальше пафос полегоньку сходит на нет, и книга становится
все более настоящей. Поступки Лукаса, его
отчаяние и неизлечимая, страшная болезнь Луизы. Я долго не могла понять, зачем
были нужны эти чудовищные подробности, но потом решила – для нас, читателей и нужны.
Потому что ответственность за эту женщину и беспомощность в той ситуации в
дальнейшем определили многие из поступков героя, не пошатнув при этом его
безграничную веру. То, что вера в нем – главное, мы поймем далеко не сразу. А
то, что он такой весь из себя уникальный – так ему положено. Его таким создали
и он, строго говоря, не вполне человек. Аристократ, генетическое изобретение
Империи, отбракованный своим Домом и воспитанный в монастыре рыцарей-пилотов.
Кто ж знал, что из него получится ТАКОЕ?
Пересказывать дальше сюжет не имеет смысла – книгу надо читать. Я отмечу только
самые яркие моменты, которые мне очень понравились. Метания Марта Плиекти между Капеллой и Монастырем, а потом – между
Монастырем и Лукасом. Ведущий,
которые берет на себя всю ответственность ЗА ВСЕ, и ведомый, который прикрывает
и защищает своего ведущего, иногда – от себя самого. Развитие отношений
от обмана и готовности к предательству – до полного, безграничного доверия.
Очень красивая, эмоционально насыщенная история отношений Марта и Андре. «Отмороженность» отца Лукаса, и
опять – его вера. Ну и заодно – псионики с их
проблемами, секреты аристократов и интриги дю Гарвея
и церкви. Вообще вся третья часть мне милее всего, она настолько насыщена
психологией межличностных отношений, что сюрпризы поджидают буквально в каждой
строчке.
После третьей части событий не становится меньше, но появляется уверенность,
что все происходит правильно. Фон Нарбэ верит и
делает что должно. Ближние верят в него и идут его выручать, наплевав окончательно
на весь остальной мир, а значит, все будет хорошо и, даже не заглядывая в
эпилог, тоже начинаешь в это верить, хотя на героев обрушивается все больше
несчастий. К моменту кульминации кажется, что хуже уже быть не может, хотя и
там читателя поджидает сюрприз.
Но там, в самом-самом конце все будут живы, ну, кроме тех, кого совсем не
вернуть - кроме Луизы и Джереми. В это верится –
может быть из-за того, что верит Лукас, верит Март, и
Андре, и Дэвид. Такими их написали, за что автору большое-пребольшое спасибо. И
еще отдельное – за прекрасный стиль и за юмор. Цитата про «на всю голову трудного» Лукаса у меня теперь в личном топе. А книга стоит того,
чтобы ее читать и перечитывать.