Из моих последних книжных приобретений этот роман
единственным оказался именно таким, каким я надеялась. «Бастард
фон Нарбэ» представляет собой гармоничное сочетание
ожидаемого (от автора) и непредсказуемого.
Роман интересен: не просто не просматривающийся уже на втором десятке страниц
финал, а постоянные сюжетные сюрпризы. Свою роль в достижении такого эффекта
сыграла композиция. Сначала роман кажется циклом новелл,
связанных одним персонажем, однако в конце выясняется, что все до одного
ответвления сюжета кране необходимы, ни один персонаж не выведен просто так,
для красоты (впрочем, их красоты данный факт не умаляет), а финал предопределён
каждым поступком главного героя на протяжении последних двух лет и, в какой-то
мере, даже всей его жизнью.
В отличие от большинства фантастической книгопродукции «Бастард фон Нарбэ»
до предела насыщен идеями. Как соотносятся свобода и любовь? А как свобода и
ответственность? Что хуже: предать свои принципы или своих
близких? Кто в большей степени нелюдь: киборг, псион или тот, кто не может самостоятельно сделать выбор между правильным и неправильным? Эти вопросы прямо-таки
торчат и вибрируют, нужно быть слепым и глухим, чтобы их не заметить. Другие –
меньше бросаются в глаза, зато, зацепив, не отпускают ещё долго. Здесь есть и
традиционные для Натальи Игнатовой темы: дружбы, сотрудничества-соперничества,
братства.
Мир романа оригинален и интересен, жаль, что очень многое
осталось за кадром, а что-то показало только краешек носа и спряталось (ИскИн, покоривший Землю, я бы хотела
знать о тебе больше! Специализированные
аристократические семейства, к вам это тоже относится!). Впрочем,
книга не оставляет впечатления фрагментарности или недосказанности – мы знаем
всё, что необходимо для понимания сюжета.
Герои прекрасны во всех смыслах: красивые, сильные, храбрые, умные, но живые,
настоящие и человечные, даже если были созданы искусственно или значительно
модифицированы в течение жизни. Впрочем, человечным
нелюди – один из коньков автора. За ними приятно наблюдать и им легко
сопереживать. Конечно жаль, что здесь нет Эльрика, Зверя, Артура с Альбертом (впрочем, последние в
романе всё же присутствуют, пусть даже в виде парочки упоминаний да копии с
написанной бодхисатвой Артуром Северным картины), но зато теперь велики шансы,
что в следующей книге (надеюсь, что она будет уже скоро) я буду ждать появления
или хотя бы упоминания Лукаса. Остановимся на нём. Лукас похож и не похож на Артура.
Можно всю книгу сопоставлять и сравнивать, а можно просто
наслаждаться. Меня вот мучает вопрос: Лукас задумывался миниатюрным,
смуглым и чёрноволосым именно в пику высокому светлокожему блондину Артуру или
он такой сам по себе?
«Бастард фон Нарбэ» содержит ненавязчивые отсылки к
другим книгам автора, тот же Артур или же семейство Лукаса,
но при этом вполне самостоятелен.
Юмор в романе есть, но нечастый, ненавязчивый и – главное – не дурацкий, и даже касаясь сексуальной сферы, не опускается
до пошлости.
Из недостатков назову традиционный для всех хороших
авторов – мало. Понятное дело, что хорошего всегда не хватает, но «Бастарду фон
Нарбэ» действительно только на пользу пошёл бы более развёрнутый (раз так в десять) финал и более подробное
описание личного взаимодействия главных и менее главных героев. Думаю, что с
этим согласятся все прочитавшие, по крайней мере, с первым пунктом.
Вывод из всего вышесказанного однозначный: покупать, читать, ставить на
полочку, вспоминать, осмысливать, перечитывать, роман того заслуживает и вообще
дивно хорош.