Леди Пикси
Охотник за смертью
Такая красота больше чем мир. Она
вечна.
Это мечта, прекрасная мечта,
а мечтают не только в этом мире
и не только люди
…Именно из-за этого романа леди Трессы было сломано больше всего копий –
вспомнить хотя бы незабвенную свару годичной давности на фензине. С одной
стороны, можно считать, что леди Тресса подставилась сама – взяв таких
необычных героев и описав такую странную, ни на что в мире смертных не похожую
любовь. Лично я смотрю с другой стороны – а какой у неё был выбор?
- Мечта существует? Да.
- Красота?.. Конечно.
- Стремление к идеалу?.. А то ж!
Кто-то же заведует всем этим сложным хозяйством ;-)? Разумеется! И теперь мы
знаем как его зовут: Альгирдас Паук. Леди Тресса всего лишь осталась верна
себе, описывая то, что Неизбежно А все непонятки возникли по одной-единственной причине: ну не могут люди
спокойно реагировать на Паука! Что с ними поделаешь - смертные. Не помогло даже
то, что книга не содержит ни одного его изображения – художник-оформитель явно
вник в суть проблемы и сделал всё от него зависящее, чтобы сократить потери
среди соотечественников :-D. Не помогло, увы. Так что всё пошло по накатанной:
вопли дураков насчёт «мёртвых гомиков», восторженный визг пустоголовых
деффачек-анимешниц…
Право, иногда мне кажется, что мы, люди, безнадёжны :(. Нам сказали, что «у
мечты есть имя», нам поведали щемящую, воистину трагическую историю, нам
намекнули, что некоторым свойственно «пачкать то, что они не могут получить» –
всё бестолку. И если это так раздражает даже меня, то каково же приходится
Пауку?! Просто невозможно представить.
Высказаться хоть мало-мальски подробно по такому потрясающему роману
бесполезно даже пытаться, я и не буду. Ни по героям, ни по идеям, ни по
проблемам. Ибо лучше, чем у леди Трессы, всё равно не получится, а тогда зачем
затевать :-D? Так только, отмечусь по «общим вопросам»
Не сказать, чтобы роман был лёгким к прочтению. Леди Тресса утрамбовала под
одну обложку одиннадцать веков жизни, борьбы и любви – какие уж тут хиханьки.
Не говоря уже о том, что читать его нужно сильно последним ;-). После «Девы и
Змея», «Последнего неба», «Врагов выбирай сам», да и после «Чужой войны» не
мешало бы. Да, история совершенно самоценная, никто с этим не спорит, но если
ты раньше не встречался со Зверем, не был представлен Змею и не гонялся вместе
с Артуром и Альбертом за Адамом Элиато, то рискуешь перегреть свой процессор,
пытаясь по отдельным намёкам воссоздать необъятное целое. Паук, как и леди
Тресса, тоже остался верен себе: его книга – это центр паутины, а все остальные
романы и персонажи притянуты к нему и обмотаны невидимыми нитями до изумления.
А вот чего бы мне очень хотелось, так это увидеть на своём веку шикарное,
внесерийное издание «Охотника за смертью», чтобы должное оформление обязательно
включало в себя стихи самого Паука и настоящие, «правильные» рисунки, можно –
самой леди Трессы.
Эх, мечты, мечты …
«Его красота пробуждает в людях все самое… лучшее, худшее, прекрасное,
отвратительное, чистое, грязное… Все самое.
Рядом с ним можно возвыситься и подняться над собой, в несколько шагов
пройти путь к совершенству, на который боги отводят человеку всю жизнь и на
котором далеко не каждый способен добраться до цели.
Рядом с ним можно почувствовать свою низость и опуститься еще ниже под
тяжестью собственного уродства, и сказать себе: мне можно все, такой жалкой
твари как я позволена любая мерзость.
Его можно полюбить. И сойти с ума от этой любви.
Его можно возненавидеть. И сойти с ума от ненависти. Потому что в случае с
Хельгом ненависть — это тоже любовь»
* * *
И где же твои Небеса, Альгирдас?
Ты оставил там кого-то? Тебя там ждут?
Или уже даже не помнят?
Немножко покритиковать тоже полагается, умс ;-)?
Четыре части романа оказались… эээ… весьма разнообразными. И если внушительные
временнЫе скачки мне абсолютно не мешали, только удивляли по-первости, то
резкий перепад тематики и настроения частей несколько напрягал. Собственно,
основные проблемы у меня были и есть с книгой «Упырь» – её лондонским
сегментом. Не в первый раз читаю, а всё то же самое: эмоционально выпадаю из
настроя, а потом весь финал второй и начало третьей части приходится заново
погружаться. В принципе причины мне ясны: полное отсутствие знакомства с
«вампирским фольклором» – будь то фильмы, книги или аниме - но от этого не
легче: часть кажется чужеродной и на душу не ложится :(. Аналогично с Чужими,
какими-то «зубастиками» и Фредди Крюгером, которых я никогда не видела…
[неудержимо краснеет]
Впрочем, на общем фоне это всё сущая ерунда. Язык великолепный, вот что
здорово! И, как всегда у леди Трессы, свойственный именно данной конкретной
книге. Яркий, плавный, образный и лиричный, как… как сами знаете кто. Особенно
отчётливо это осознаёшь, когда доходишь до финального эпилога, до его блестящей
первой фразы: «Небо пальнуло в землю одиночным выстрелом». Сразу понимаешь:
пришёл Волк и принёс эту фразу с собой. Олег Змеевич – он у нас о-очень простой
парень.
Отдельно хочу высказаться по четвёртой части. Только недавно прочитала
«Автоматную балладу» Уланова – целиком посвящённую постапокалипсису – а здесь
мы имеем одну часть, всего лишь «уголком чиркнувшую» по данному вопросу. И что
же? Да получилось ни капельки не хуже! Вы скажете – субъективно? А то ж! Но
меня всегда восхищало умение несколькими скупыми деталями добиваться результата
– видимого и едва ли не осязаемого.
И не сразу понимаешь, насколько хорош оказался финал. Сказывается
многолетняя порочная привычка к Генеральным Финальным Побоищам. А здесь… Здесь
всё решилось двумя последними интеллигентными разговорами – одним недлинным, а
одним и вовсе того… коротким ;-). Помнится, приходилось читать, что настоящим Мастерам
какого-либо вида боя не свойственны эффектные поединки – всё решается
одним-единственным ударом. Вот и тут так. «А пугали: Жрец, Жрец…»
…О чём же была эта история? Спросите что-нибудь полегче.
Альгирдас Паук… Мёртвая бессмертная мечта, мм? Идеально прекрасное чудовище.
Светлый рыцарь в упырьем теле. Гордость, идеализм, благородство. Сумасшествие,
ярость и вина. И беспросветное, кромешное бессмертие – буквальное: без смерти =
«без выхода даже в смерть»
За что я люблю Паука? Да уж не за неземную красоту, ясное дело ;). За его
доброе имя я уже ругалась на форумах и продолжу это делать.
«Блин… Потому, что он сумел как-то жить дальше. И превыше всего ставил
свой долг. И он часто ошибался, но боролся дальше. До конца!
Потому, что он был способен любить. Потому, что он был прям и правдив
до неприличия. Потому, что первым признался в любви, невзирая на то, что
рисковал нарваться на оскорбление и нарвался же. Потому, что он нашёл в себе
силы оставить, когда понял, что взаимности нет.
За мужество, за гордость, за высокомерие, за идеализм и глупость
несусветную. За искренность и искреннюю же жестокость.
Тебе мало? Продолжить?»
Резюме: Необыкновенно. Для меня это книга на все времена.
«Он гнал свою добычу по фантасмагорической бездне, по жутким тайникам
детских фантазий, по Зазеркалью смерти, по чёрной кровавой Стране Чудес. Он,
человек, но в большей степени фейри, чем самые безумные из них, только смеялся
над попытками жертвы найти убежище в изнанке Невер-Невер-Лэнда. Бедное
чудовище, обречённое существовать в фантазиях смертных, разве знало оно, что
такое настоящее безумие, что такое настоящий страх, настоящая смерть – безумие,
страх и смерть бессмертных.
И Паук поймал его – тысячи Пауков поймали тысячу чудовищ, тысячей коконов
свернулись нити паутины.
Под крышей сторожевой башни Альгирдас вздохнул и открыл глаза, дивные глаза
цвета густеющей, тёмной крови. Он улыбался. И Орнольф отвернулся, чтобы не
видеть этой улыбки.
Паук ел. Он поймал добычу и теперь поедал её со свойственной паукам
жестокой неторопливостью.
Орнольф даже наедине с собой не назвал бы любимого нелюдем. Но всё же… всё
же каждый раз, когда приходилось ему видеть, что делает с жертвами его Эйни,
его черноголовая злая птаха, датчанин спрашивал себя: не лучше ли было подарить
ему смерть тысячу лет назад? Настоящую, окончательную смерть, о которой Хельг
так просил тогда»
“Охотник за смертью”. Книгопортреты.
Книга первая. БОГ
Альгирдас Паук спешил жить. Да, впереди у него была вечность, и он прекрасно об
этом знал. Но что такое «вечность», когда тебе всего семнадцать? Пустое слово!
И никакие предостережения, никакие мудрые советы здесь не помогут – есть такие
ошибки, которые ты должен совершить сам, обязательно сам. И именно в семнадцать
лет. Потом, если ты выживешь, ты тоже станешь со временем старым и мудрым и
будешь давать советы другим. Но это только если выживешь.
…Хорошо быть равным богам и знать об этом. Хорошо с младенчества быть князем,
чародеем, полноправным братом Гвинн Брэйрэ, наконец. Хорошо быть центром
окружающей вселенной – балованным, могущественным, непобедимым. Плохо другое –
не знать, что такое быть слабым. Не уметь изворачиваться, лгать, унижаться. И
плохо быть совершенством. Ибо именно недостижимое совершенство способно довести
врага до безумия.
А ещё неприятно умирать в двадцать лет. Особенно не до конца. И знать, что ты
полезен братству настолько, что тебя будут терпеть даже мёртвым.
…Ты совершил свою ошибку, выжил, и даже твоя вечность осталась при тебе. Ты
будешь не-жить вечно, и это милость богов. Что, ты не рад?..
Книга вторая. УПЫРЬ
Обещание вечности сбылось. Песчинки лет сбиваются в потоки столетий, и эта
бесплодная река омывает тебя, унося с собой всё, что привязывало к этому миру.
Наставников. Братьев. Врагов. Врагов ты убиваешь сам. Впрочем, и братьев тоже.
Теперь ты старший, и Гвинн Брэйрэ – это тоже ты, ты один.
А рыжий ушёл. Ваши пути разошлись: ты слишком долго испытывал его терпение, и
он предпочёл смертных. Как это странно. То, что у тебя когда-то пытались
вырвать силой, ты предложил сам – и получил отказ. Как это больно. А ещё
больнее – ждать, дождаться, а потом уйти: самому, навсегда, оборвав паутинку.
Потому что так надо.
И хорошо, что остался ещё враг – главный враг, надёжный враг, враг, который не
предаст. Убивать нечисть – это всё что ты умеешь, и всё, что у тебя осталось.
Как тысячу лет назад - вы сошлись лицом к лицу, как тысячу лет назад – никто не
прикрыл тебе спину. И пусть, как тысячу лет назад, ваша схватка закончилась
очередной твоей гибелью, но ведь и тот, другой - не победил…
Книга третья. ВОЛК
Одиночество закончилось внезапно, когда ты уже перестал надеяться на это. Он
всё-таки пришёл, пришёл сам. А главное – он остался.
Больше никакого «я», только «мы». Это прекрасно. И это ужасно. Ты больше не
сможешь быть один, просто – не сумеешь, и никакая воля, никакие остатки
гордости не смогут тебе помочь. Ты не в силах уйти сам и не в силах отпустить.
Это любовь? Да, наверное, а что же ещё. Когда двое принадлежат друг другу всей
душой, когда они делят жизнь и кровь – что это? Никто не понимает. Вы тоже не
понимаете, но разве мешает это – любить?
А красота – это проклятие. Нет такого дара богов, который нельзя было бы
извратить. Красота – это чудо и волшебство. Красота – это ловушка безумия и
магнит. Красота – это непреодолимая стена одиночества, отделяющая тебя от
смертных. А те, кто считает, что безумен ты – они ошибаются. Ты всего лишь
горд, высокомерен, несдержан и абсолютно невыносим. Избежать безумия просто –
подари свою душу тому, кто способен присмотреть за ней лучше тебя…
Книга четвёртая. ЖРЕЦ
Разменяв вторую тысячу лет, ты всё ещё растёшь, Паук. Раньше твои ошибки губили
единицы, потом – сотни, теперь – миллионы. Но и ты уже больше не человек, не
князь и не упырь – Ду’анн алла, фейри, высокий владыка. Луна, звёздный свет и
холод небес поют теперь серебром в твоей – вашей - крови.
А мир меняется непоправимо: вайрд итархэ грядёт, антихрист уже здесь. Мир ухнул
в пропасть, но пока ещё не упал, зыбко качнувшись на самом краю. И нет больше
мучивших тебя закатов и рассветов, вот только какой ценой? Вселенная вздрогнула
и замерла на мгновенье - межмирье… Но жертва будет принесена, и она будет
добровольной.
Изменилось всё, устояло единственное – теперь ты не один. Больше никогда.
Кто-то скажет, что ты не хозяин себе, Паук? Что ж, пусть так. Но пока счастлива
Мечта, жива и надежда, и весь тварный мир между двух эпох держится на нитях
твоей Паутины.
…Исполнил ли ты свою тысячелетнюю мечту, эйслинг? О да. Благие боги, до чего же
жестока, безжалостна и кровава порой оказывается Мечта…
|