Леди Джесс
Волчья верность
Книга является прямым продолжением романа “Пыль Небес”.
Я не буду подробно останавливаться на том, как хорошо написан роман. Для
кого-то из писателей это недосягаемая мечта, а для Натальи - обычный уровень.
Таким же отличным, живым, образным языком написаны абсолютно все её книги. И
очень своеобразным: стиль и манеру выражаться Леди Трессы не спутаешь ни с кем.
Тем не менее, речь каждого героя имеет свои лексические особенности, их
невозможно перепутать друг с другом. Ах, да! Я ж не собиралась подробно об
этом… Ну, сделайте скидку на то, что я неизменно восхищаюсь и наслаждаюсь её
манерой изложения.
Итак, “Волчья Верность”. Эта книга должна была быть написана. Она связывает
воедино все книги Натальи Игнатовой. Наглядно и доступно напоминает/объясняет
читателям строение вселенной, в которой происходит действие всех её книг, еще
раз напоминает о том, что представляют из себя Мечи (Светлая Ярость, Санкрист,
Звездный) и зачем они. Благодаря этому роману, все остальные книги Трессы
(кроме дилогии Змея в тени орла - Змееборец, местоположение которой в
хронологическом порядке неважно), в том числе “Охотник за смертью” и
“Дева и Змей”, обретают ясно видимую связь между собой, и становится понятно, в
каком приблизительно (приблизительно - потому как все же временные потоки
разные) хронологическом порядке происходили описанные в них события.
Причём вся эта информация дана между делом, по ходу сюжета - что особенно
ценно.
А сюжет сам по себе весьма и весьма увлекателен. Причём, чем дальше читаешь -
тем более увлекаешься. Зверь живет в мире Саэти, мир Саэти сотрясают войны, в которых
он принимает живейшее участие - равно как и в мирной жизни. Повествование
местами напоминает хроники: описан достаточно большой промежуток времени, и
рутина жизни упоминается очень кратко. Из-за этого кажется, что роман безумно
насыщен разными событиями. И лично мне, если честно, именно из-за такого,
хроникообразного стиля повествования, было сложновато воспринимать текст.
Поначалу. Примерно из-за этого же мне было сложно воспринимать и “Охотника за
смертью” - пока не привыкла к стилю. С другой стороны - нет никаких нудных
описательностей… Нну, интерьера там, природы, персонажей - и это прекрасно. Все
нужные описания автор даёт кратко, вплетая в сюжет так, что они воспринимаются
скорее подсознательно, чем осознанно.
А еще мне очень понравилось то, как Наталья сумела подать читателям все
малопривлекательные и шокирующие подробности Зверского менталитета (Ну,
нравится и необходимо ему убивать и причинять боль. Природа у него такая. Мы
едим и спим, восстанавливаясь - он забирает боль, негативные эмоции и жизни).
Спокойно, рутинно, не смакуя - благодаря верно выбранному тону повествования,
при чтении это абсолютно не напрягает даже таких сострадательных и
чувствительных особ, как я.
На первом плане повествования - “духовное” (*хихикает* - если этот термин применим
к абсолютно рациональному упырю, получающему удовольствие от чужой боли и
живущему за счёт чужих смертей, не способному любить и сострадать. Впрочем, мне
кажется, что этот термин весьма адекватен.)… да, духовное совершенствование,
эволюция Зверя. Причем эволюция эта шла, по-моему, по спирали: вроде и вернулся
он к тому же почти, с чего начал - но только почти. Подобие налицо, но тот
Волк, какого мы видим в конце книги, стоит уровнем выше того Зверя, каким он
был в начале. Ни одно из множества произошедших событий не прошло для него
даром, а вот пошли ли они в итоге ему во вред или на пользу - это пусть каждый
решает для себя сам. Мне кажется, что на пользу. Зверю бессмысленно и незачем
пытаться очеловечиваться.
Впрочем, кроме Зверя в романе есть множество других, тоже весьма интересных
персонажей.
Эрик и Старая Гвардия - люди, которые тоже “в небе”, как и Зверь. Люди
существа, которых нельзя “есть” - равные (ну, почти) ему в Мастерстве - причем
целых пятеро! Люди, с которыми можно… Дружить - если бы Зверь был на это
способен. Но хотя находиться рядом с ними длительно и почти без дискомфорта. И
для которых он может пожертвовать многим.
Светлый князь Казимир Мелецкий, дракон, презирающий всех, кроме Зверя,
вынужденный жить “взаправду” в том мире, где собирался поразвлечься. И чью
философию и жизненную позицию Зверь смог воспринять только после его - и своей
(!) смерти.
Хильда и Катрин… Две женщины.. Обе сильные духом и умные. Та, которую выбрал
Зверь и та, что выбрала его. И хотя нравятся мне обе, одна за её замечательное
умение держать себя наилучшим образом и с Эриком и с Тиром, а другая - за
спобность добиваться желаемого и не дать сломить себя последствиям своих
поступков, я все же считаю, что Катрин получила полной мерой по заслугам и мне
её совершенно не жаль.
Риддин. Как же здорово и занятно, что у Зверя родился сын, в котором есть все,
чего не хватает Зверю, и способность любить в том числе, и нет того, что делает
Зверя упырём.
Айс де Фокс… вот уж кого мне не было жаль… Хотя её то, жутко закомплексованную,
одинокую, потерявшую голову от влюблённости и расчётливо прирученную, а потом
преданную Зверем - и стОило бы пожалеть. И, надо заметить, что рассказ-то, “Оса
в паутине” - был пооптимистичнее. В романе эта история обрела продолжение в
виде мести “осы” - сиречь Айс. Причем мести удачной… Впрочем, полагаю, месть
эта пошла на пользу как Казимиру, который смог вырваться из мира-ловушки, так и
Зверю, которому каждая его “смерть” идёт на пользу, расширяя границы
возможностей и шлифуя дух.
И вот мы плавно подошли к самому, с моей точки зрения, интересному:
взаимоотношениям Эльрика де Фокса, Лонгвийца (Князя), являющегося аватарой
“Старшего”, Эльрика де Фокса-Звёздного и Тира фон Рауба, Зверя, Волка.
Отношениям, прошедшим весь спектр. От неприятия и сдерживаемого желания убить
до допущения в ближний круг друзей и включения в список тех, кого нельзя
убивать (угу, те самые принципы шефанго “мы сражались вместе” и “он сражался за
меня”) - со стороны Эльрика. И от неприятия и игнорирования силы, с которой
невозможно справиться, через настороженную приязнь к почти-дружбе (несмотря на
то, что Зверь дружить не умеет) - у Зверя. И апофеозом - в финале романа -
стало их взаимное самопожертвование. Оба оказались способны рискнуть жизнью
ради друг друга. Финал романа, как часто оказывается у Натальи Игнатовой -
открытый, и читателю предложено погадать, успеет ли Тир спасти Эльрика. Хватит
ли ему его запаса посмертных даров… И если про Тира мы точно знаем, что он
выживет - рассказ “Сбой программы” хронологически расположен позже описываемых
в “Волчьей верности” событий, то о том, выжил ли Лонгвиец - мы не знаем ничего.
Впрочем, я уверена, что выжил: учитывая упрямство Тира и “бережливость”
Звёздного, когда дело касается его аватар…
Резюме. Отличный роман, как и всегда у Трессы. Можно читать как дилогию
“Пыль Небес” - “Волчья верность”; лучше - как трилогию, прочтя сначала
“Последнее небо”. А ещё лучше прочесть все книги Натальи Игнатовой - поверьте,
вы не пожалеете.
|