Ingirid
Охотник за смертью
Книжка еще в начале вызывает
несколько подзабытую мной эмоцию, ради которой когда-то я так любила фэнтези: это удивленное восхищение, формулирующееся
примерно как "Как, интересно, надо начать думать, чтобы такое
придумать?" и посещавшую меня последний раз (не считая "Бастарда фон Нарбэ") при чтении моей любимой Марианны Алферовой. И
вот лично для меня возникновение такого ощущения - уже достаточный резон
прочитать книжку и проникнуться благодарностью к автору.
Дальше длинно, но все равно не все, что можно было бы
Сначала я еще как-то пыталась предугадать, куда повернет сюжет.
Счастливая семейная жизнь с друзьями и подвигами, омраченная какими-нибудь
событиями на которые намекал Син, - решила я по
прочтении первых 75 страниц. Мертвый главный герой - это сильно, озадаченно
почесала я в затылке прочитав еще 20; тут, впрочем, я
наивно предположила что нас примитивно начнут грузить традиционными вампирскими
моральными дилеммами. Ага, возрадовалась я перелистав
еще 25 страниц, главный герой - не мертвый и не живой, а проблема с кровью
поставлена и тут же решена нестандартно, но в любом случае - без акцента на
проблеме; ну, наверно теперь, приобретя такое количество полезных качеств и
характерных черт он будет водить войска в бой и вообще всячески истреблять
нечисть с использованием своей нестандартности. После еще 20 страниц я
перестала строить предположения - все равно не угадаешь - и стала просто
наслаждаться историей.
Кое-какие моменты я, каюсь, не поняла. Например, почему же все-таки Альгирдаса
предал отец? Я, наверно, местами дура, но так и не
смогла понять что могло заставить Оржелиса попытаться
убить собственного сына, кроме колдовства, но судя по некоторым реакциям
Альгирдаса дело было не в этом. Опять же, судя по
характеру Паука, можно было предположить что он сразу
же кинется за Сенасом. Ну не совсем сразу же, но
попавши к своим и решивши проблему с солнечным светом
- уж хотя бы попытается его выследить и выманить, как бы мало шансов у него не
было. Зато из первой части мне очень понравилось проклятие. Совершенно
разучился народ проклинать, я так скажу. Врагов в основном тупо убивают -
пошлость и банальность! Еще в детстве, помнится, при прочтении Дюма, я с
большим уважением относилась к графу Монте-Кристо - человек подошел к проблеме
с фантазией, а не просто тупо пристрелил-заколол. Вообще последнее качественное
проклятие я помню у Гоголя в "Страшной мести", но там мне всегда
казалось несколько несправедливым заставлять мучиться такое поколение предков
последнего злодея (они же потомки иуды Петро), и вообще какое-то оно очень уж
изощренное было, пока выговоришь - умаешься. А тут
прям красота, наказание по существу, именно наказуемого, именно за дело,
довольно, чего там, неслабое, в общем это я понимаю,
проклятие так проклятие.
Вторая часть - это ыых какая
красота. Новый сюжет, органически вплетенный в канонические тексты, - это
вообще очень интересно, а тут это все проделано очень элегантно и с хорошим
исходным материалом. Оригинальный "Дракула", на мой вкус, сильно
уступает многочисленным последователям и даже некоторым экранизациям, которые
зачастую красивее и умнее Брэма Стокера обыграли тот
или иной аспект бессмертного, посмертного или замешенного на убийствах (кому что больше понравилось) существования, и расцветить
классический ужастик парой занятных нюансов - дело благородное. Здесь же очень
жаль становится Альгирдаса по поводу его отношений с Орнольфом.
До того момента, когда нам на примере служанки объясняют что
должен был сделать подарок со своим обладателем, ситуация выглядит примерно
так: гнусный друг (если его еще можно так назвать) пропал на 300 лет, объявился
только когда у него возникла надобность в Пауке - попользоваться пришел, в
общем, - и подарок с этой точки зрения действительно должен был просто добить.
Очень хорошо, конечно, что Касур оказался лучше
первого впечатления, производимого им в этой ситуации, однако же 300 лет все равно остаются, и я все равно считаю, что
оставлять Паука одного так надолго было довольно-таки жестоко. То, что Орнольфу понадобилось отдохнуть, вполне понятно - Альгирдас
кого хочешь допечет - но не столько же времени!
Понятно, что у него переживания и водоворот смертных дел, и все же это было
нехорошо.
Вообще с отношениями Альгирдаса и Орнольфа, вот в том
самом аспекте, который любовный, у меня связано еще одно непонимание. Если бы
Паук относился к Орнольфу только как к другу - мы бы
имели отношения, практически полностью идентичные тем, что были у Лукаса с Джереми. Помощь, лечение
после очередного боя или спарринга, когда сам до аптечки не доползет, любовь
как к брату или сыну, совместные бои - все как на "Зигфриде"
с поправкой, конечно, на масштаб боев и сверхчеловеческие возможности
фигурантов. Альгирдас, однако, заходит дальше, его отношение уже нельзя назвать
чисто дружеским, и дальше лично я наблюдаю попытки быть немножко беременным. То
есть практически все, кроме секса, можно, а именно секс - нельзя. Здесь мне
видится какая-то нелогичность и трусость, обычно Пауку не свойственная, и уж по крайней мере - не так долго. Если ты уже человека
любишь, не только как брата - имхо, физически
невозможно шестьдесят лет спать с ним в одной постели, обнимать его, целовать и
ни разу не зайти дальше. Если тебе человек физически неинтересен - не будет
таких однозначно любовных поцелуев, а если интересен - то как-то это, все же, странно.
Вроде любят друг друга, периодически сливаются, я извиняюсь, в кровавом
экстазе, целуются вообще все время когда не в ссоре, а
трахают при этом кого-то на стороне. Конечно, это
позиция человеческая, нельзя забывать о каких-нибудь не до конца понятных мне
особенностях мышления подобных существ; кроме того, насколько я поняла из текста отношения такого рода установились у них
относительно недавно, до последнего убийства Альгирдаса поцелуев как будто бы
не было, плюс все еще не до конца прошедшие страх и отвращение Альгирдаса к
мужеложству (которые, безусловно, нельзя не понять). Однако все равно, ситуация
мне видится несколько зависшей, и в обозримом будущем она должна будет каким-то
образом разрешиться. Точнее, разрешиться она может одним-единственным способом,
с учетом всех обстоятельств, поскольку любые другие - это несвойственный двум
тысячелетним друзьям самообман. А вообще, конечно, очень бы
хотелось прочитать еще хоть что-нибудь про них, я имею в виду именно - что было
дальше, ну хотя бы вскользь в другом романе, если уж в отдельном им места не
найдется. Или пару зарисовок. Или еще что-то, ну хотя бы немножко,
потому что пара получилась, конечно, совершенно роскошная. Безумно жаль, что я
не умею рисовать, потому что некоторые сцены описаны настолько живо, что их
буквально видишь, и очень хотелось бы увидеть их взаправду
- вот например сцена в саду, когда Орнольф осыпал
Альгирдаса лепестками яблоневых цветов, и это было так невозможно нежно и
красиво.
Чертовски интересен в плане подумать вопрос о красоте
Альгирдаса. Как и в случае с отцом Александром в "Бастарде", нам
дается более-менее законченная концепция, и как и там
она очень быстро и легко рассыпается если сесть и хорошенько над ней
поразмыслить. Основная идея, насколько я понимаю, состоит в том, что будет,
если взять божественную, чистую и прекрасную красоту и вложить в нее зло. Нет,
даже, пожалуй, Зло. Красота в чистом своем виде должна, по идее, вести к добру
всех, кто с ней соприкоснется - как и все по-настоящему прекрасное, она очищает
и делает лучше. Однако в данном случае эта волшебная красота оказалась
осквернена, и не извне, а изнутри - носитель ее сам настолько несовершенен, что
от этого сочетания любому рвет крышу. Это чудо, которое как будто подстрекает к
своему собственному уничтожению, сокровище, которое не отрицает больше самим
фактом своего существования грязи, зла и насилия - оно отлично знает что это такое, оно, в некотором роде, к нему близко.
Отсюда логичное желание завладеть этой красотой в самой... жестокой форме;
устоять перед этим желанием может только святой, а смягчить его форму под силу
разве только любви. Прекрасная метафора того, что форма не должна опережать
содержание, как, например, нельзя давать паранормальные
способности человеку злобному и несовершенному; подобная идея была и в
"Бастарде фон Нарбэ". Вот за такие
красивые, словно бы между прочим брошенные идеи, мне и нравится книга; я помню,
что у меня были еще какие-то мысли и ситуации на обдумать, но я их уже в
подробностях не вспомню, потому что читала давно )) но
книга, безусловно, очень интересная, а автор - по-настоящему талантлив.
|